Именно такое название получила волна внезапных смертей во сне, захлестнувшая США в конце 1970-х годов. Люди народности хмонг — эмигранты из Лаосской Народно-Демократической Республики, умирали во сне один за другим в разных городах Америки. Врачи и учёные, исследовавшие феномен, дали ему название «синдром внезапной ночной смерти».
Клиническая картина смерти была ясна — сонный паралич. У спящих людей, переживавших фазу быстрого сна, мозг блокировал движения тела именно в тот момент, когда они просыпались. Получалось, что мозг смешивал состояния сна и бодрствования, которые должны были наступать последовательно. Осознание неспособности двигаться или говорить в течение нескольких минут приводило к учащению ритма сердечных сокращений. Непонятно было одно: почему сонный паралич, обычно протекавший безвредно, в случае с хмонгами неизбежно приводил к инфаркту миокарда и последующему летальному исходу? Медиками были рассмотрены различные версии происхождения загадочной болезни: вредные привычки, коронарный вирус. Но выяснить истинные причины недуга и уж тем более остановить его им так и не удалось.
Загадочный феномен привлёк внимание профессора психологии Университета Калифорнии Шелли Адлер, которая решила провести собственное расследование. На протяжении десятилетия она изучала верования народа хмонг, посетила места, где произошли таинственные смерти, взяла множество интервью у людей, которым удалось благополучно пережить сонный паралич, и изучила специальную медицинскую литературу по данному вопросу. Выводы, сделанные Адлер, оказались обескураживающими.
Злые глаза слепой веры
Так, например, Адлер удалось выяснить, что образ ночного духа занимал значительное место в традиционных верованиях народа. Именно невыполнение каждодневных религиозных ритуалов, согласно верованиям хмонгов, стало причиной появления злого духа и последующей смерти человека, посещаемого им. Таким образом, именно вера в злых духов являлась провоцирующим и — одновременно — усугубляющим фактором приступа сонного паралича.
— Когда хмонг не молится так, как положено; когда он не выполняет как следует религиозные ритуалы, забывает принести жертву или что-нибудь ещё в этом роде — духи предков или духи деревни перестают его охранять. И тогда злой дух вправе прийти и забрать его, — рассказал один из жителей общины хмонгов.
Действительно, в 1980-х годах у хмонгов было достаточно проблем, сделавших выполнение ежедневных ритуалов невозможным. Во время войны во Вьетнаме хмонги вели партизанскую войну, сражаясь против коммунистов. После победы коммунистов хмонгам грозила расправа, и они получили разрешение на иммиграцию в США. Правительство Америки, впрочем, решило избежать возникновения этнических гетто, расселив хмонгов по всем частям страны.
Иммигранты столкнулись с многими трудностями — безработица привела к тому, что многие едва сводили концы с концами. Большинство хмонгов не могли позволить себе проводить ритуалы так же, как у себя на родине, и боялись наказания за это со стороны злого ночного духа.
Когда же злой дух приходил в сон, по традиции, принято было вызвать шамана и провести обряд очищения. Однако найти шамана было практически невозможно. Стресс, вызванный переселением в чуждую, опасную среду, усугублялся верой в злых духов, способных убить человека, не соблюдающего многовековые обряды.
— Хмонги жили в постоянном страхе перед мистическими существами, что и привело к их смерти, — к таким неутешительным выводам пришла в своих изысканиях Адлер. Иммигранты стали жертвами эффекта ноцебо — «злого» брата эффекта плацебо.
Анатомия страха
Термин «ноцебо» (от латинского nocebo — «я поврежу») впервые появился в 1961 году и использовался для обозначения негативной реакции организма на лекарство, не обладающее медицинскими свойствами, в противоположность эффекту плацебо (положительной реакции).
Клиническая картина смерти была ясна — сонный паралич. У спящих людей, переживавших фазу быстрого сна, мозг блокировал движения тела именно в тот момент, когда они просыпались. Получалось, что мозг смешивал состояния сна и бодрствования, которые должны были наступать последовательно. Осознание неспособности двигаться или говорить в течение нескольких минут приводило к учащению ритма сердечных сокращений. Непонятно было одно: почему сонный паралич, обычно протекавший безвредно, в случае с хмонгами неизбежно приводил к инфаркту миокарда и последующему летальному исходу? Медиками были рассмотрены различные версии происхождения загадочной болезни: вредные привычки, коронарный вирус. Но выяснить истинные причины недуга и уж тем более остановить его им так и не удалось.
Загадочный феномен привлёк внимание профессора психологии Университета Калифорнии Шелли Адлер, которая решила провести собственное расследование. На протяжении десятилетия она изучала верования народа хмонг, посетила места, где произошли таинственные смерти, взяла множество интервью у людей, которым удалось благополучно пережить сонный паралич, и изучила специальную медицинскую литературу по данному вопросу. Выводы, сделанные Адлер, оказались обескураживающими.
Злые глаза слепой веры
Так, например, Адлер удалось выяснить, что образ ночного духа занимал значительное место в традиционных верованиях народа. Именно невыполнение каждодневных религиозных ритуалов, согласно верованиям хмонгов, стало причиной появления злого духа и последующей смерти человека, посещаемого им. Таким образом, именно вера в злых духов являлась провоцирующим и — одновременно — усугубляющим фактором приступа сонного паралича.
— Когда хмонг не молится так, как положено; когда он не выполняет как следует религиозные ритуалы, забывает принести жертву или что-нибудь ещё в этом роде — духи предков или духи деревни перестают его охранять. И тогда злой дух вправе прийти и забрать его, — рассказал один из жителей общины хмонгов.
Действительно, в 1980-х годах у хмонгов было достаточно проблем, сделавших выполнение ежедневных ритуалов невозможным. Во время войны во Вьетнаме хмонги вели партизанскую войну, сражаясь против коммунистов. После победы коммунистов хмонгам грозила расправа, и они получили разрешение на иммиграцию в США. Правительство Америки, впрочем, решило избежать возникновения этнических гетто, расселив хмонгов по всем частям страны.
Иммигранты столкнулись с многими трудностями — безработица привела к тому, что многие едва сводили концы с концами. Большинство хмонгов не могли позволить себе проводить ритуалы так же, как у себя на родине, и боялись наказания за это со стороны злого ночного духа.
Когда же злой дух приходил в сон, по традиции, принято было вызвать шамана и провести обряд очищения. Однако найти шамана было практически невозможно. Стресс, вызванный переселением в чуждую, опасную среду, усугублялся верой в злых духов, способных убить человека, не соблюдающего многовековые обряды.
— Хмонги жили в постоянном страхе перед мистическими существами, что и привело к их смерти, — к таким неутешительным выводам пришла в своих изысканиях Адлер. Иммигранты стали жертвами эффекта ноцебо — «злого» брата эффекта плацебо.
Анатомия страха
Термин «ноцебо» (от латинского nocebo — «я поврежу») впервые появился в 1961 году и использовался для обозначения негативной реакции организма на лекарство, не обладающее медицинскими свойствами, в противоположность эффекту плацебо (положительной реакции).
Комментариев нет:
Отправить комментарий